Марк Вайнберг
Как подобрать агентство и контролировать его работу?

И почему многие это делают неправильно?
Повелители таргета и семантических ядер, гуру поисковых запросов и метатегов, бесстрашные дайверы в «глубины ссылочных масс» и просто стрессоустойчивые киборги работяги, питающиеся преимущественно кофе. Всё это – рекламщики.

Наверное, у многих они есть в ближайшем окружении (или хотя бы знакомы с кем-то через один-два рукопожатия). Плюс образ таких специалистов крепко укоренился сейчас в массовой культуре (читай – мемы, сериалы, фильмы).
Растет как их общая популярность, так и в принципе весь AD-market. По прогнозам ОККАМ, только в нашей стране за год этот сегмент «разрастется» более чем на 35 %. Активно «плодятся» и профильные специалисты.

Но о реальной кухне интернет-маркетологов, как с ними работать и по каким критериями оценивать результаты их труда – знают далеко не все. Лишь руководствуются принципом «ничего непонятно, но очень интересно».
И если для рядового человека – это еще более-менее объяснимо и простительно, то вот для непосредственного «заказчика», как минимум, нерасчетливо или даже губительно.

Для праздного любопытства первых и крайней необходимости вторых, давайте же разберем базовые вопросы. Без смс и регистрации Википедии.
AD-market 2024. Как заказчику остановить свой выбор на правильном варианте?
О выборе надежного и профессионального исполнителя на «AD-поприще» с чувством, с толком и расстановкой мы рассказали вот тут (Агентство vs фриланс. Кого выбрать в 2024?). Но тезисно давайте закрепим.
Крупные потоковые агентства, фрилансеры или небольшие команды, работающие на аутсорсе – три «столпа», на которых все, собственно, и держится.

Остановиться на какой-либо из этих опций – важное решение, которое зависит от ряда индивидуальных факторов. Будь то масштаб проекта, комплексность задач и сроки их выполнения.

Например, агентства, которые из всей троицы больше на слуху и их авторитетность «кричит» из каждого угла, способны единоразово выполнить «базовый пакет услуг» – комплексная рекламная кампания с использованием различных каналов и инструментов. За профессионализм и уровень сервиса (включая, первичную экспертизу и аналитику), за соблюдение дедлайнов и в целом оперативность работы беспокоиться не стоит.

Но уровень «погружения» в ваш проект будет невысоким, потому что гладиолус сильнейшая «конвейерность». Вас ставят на поток из 300-500 таких же заказчиков. И чисто физически уделить пристальное внимание каждому – невозможно. Да и агентство не ставит себе такую цель.

«В крупном агентстве за космическими результатами в отдельных проектах не бьются. Им лучше выполнить минимум, но для многих клиентов. При этом время, которое уделяется каждому проекту, оно исчисляется буквально часами. То есть, допустим, у одного «оптимизатора», я не знаю, до 30 проектов. Представьте, три десятка в месяц! Да плюс еще отчеты или какие-то пресейлы. Дай Бог, если он вспомнит, что в прошлом месяце готовил и какие проверки проводил».

Александр, более 20 лет работы в больших рекламных агентствах.

Фрилансеры-многостаночники – другая сторона медали. Опция более, скажем так, демократичная. Из плюсов можно назвать гибкую «настройку» условий сотрудничества (минимум бюрократии, шанс договориться о чем-то «сверхурочном» по ходу дела), доступные цены (особенно для небольших проектов) и индивидуальный подход к каждому заказчику. Но «чудес» ждать не стоит – ресурсы у таких специалистов ограничены. Да и риск попасть на 19-летнего начинающего «профессионала», который на словах «в теме» уже 7, а то и 10 лет – крайне высок.
Однако как эту «планомерность» и «профессионализм» уловить человеку, далекому от каких-либо маркетинговых тонкостей?

Минутка упрощений и утрированных сравнений. Возьмем пекаря – от него, понятное дело, требуют «на выходе» вкусный торт или хлеб. От художника – картину. От водителя – аккуратно и вовремя доставить из точки А в Б.

Однако как поступить с рекламщиками? Принцип «утром деньги, вечером стулья» здесь не особенно-то работает. Сфера специфическая. И даже бизнес-метрики применяются плохо.
В тоже время заказчики – люди деловые и прямолинейные, требуют регулярной отчетности и результатов, которые можно «пощупать» здесь и сейчас. И их можно понять. Деньги вложены, так что дайте «выхлоп». Именно поэтому иногда доходит (в наиболее одиозных случаях) до подсчета пресловутых «человеко-часов».
«С точки зрения SEO, действительно, очень сложно обычными методиками оценить эффективность работы. Просто хотя бы лишь потому, что это работает «не здесь и не сейчас». Это «выстреливает» с течением времени. То есть те вложения, которые делает клиент, они эффективно начинают показывать себя примерно через полгода. Но зато потом они продолжают активно работать всё то время, пока сайт существует. Это долгосрочная история, которую можно сравнить, например, с регулярной утренней зарядкой или чисткой зубов».

Дмитрий, SEO-специалист с 15-летним стажем работы.



Все-таки рекламная кампания – процесс длительный, даже корректнее сказать перманентный. Клиент изначально получает «пул рекомендаций», которые должны продвинуть сайт в «топы». Механизмы аккуратно внедряют, поисковые системы медленно «переваривают» эту историю, пробуют «дружить» с вашим ресурсом. Для этого нужно время и, само собой, терпение.

«Получается, что никак нельзя контролировать работу SEO-шника? Поверить ему на слово и смиренно ждать», – спросите вы? Безусловно, нет. Отдельные «kpi-маркеры» всё-таки в этой сфере есть. И заказчик вполне может на них ориентироваться. Только воспринимать надо общую картину не как положение дел «в моменте», а скорее, как «аналитический срез» за определенный промежуток времени.
Какие KPI ставить исполнителям и как контролировать работу?
Основные «направления роста» в SEO и контекстной рекламе следующие.

Степень внедрения. То есть, как изначально подготовленные механизмы применяются, и насколько активно эта работа «побежала». Своеобразный чек-лист.
Охват. Количество уникальных пользователей, которые видели ваш контент в отношении к объёму всей целевой аудитории.

Рост конверсии. Проще говоря, какой процент людей от всего числа юзеров сайта выполнили целевую задачу (прошли по ссылке, купили товар, оформили подписку и т.д.).

Изменение видимости сайта. Количественный показатель, отображающий, как часто ваш ресурс появляется в поисковых результатах (с учетом установленного семантического ядра).
Изменение суммарного трафика. Сколько человек посетили сайт за день, неделю или месяца. Лучше всего отслеживать именно его динамику, а также делать разбивку на основные поисковые системы (Яндекс, Google).

Иные индивидуальные метрики («гибридные kpi»). Многое зависит и от отдельных запросов клиента. Например, мониторят иногда информационную наполненность сайта и увеличение времени нахождения юзера на ресурсе, а также последующий рост количества звонков (обращений) в компанию. Иногда речь заходит даже о «размытии конверсии» с одновременным ростом трафика. Все индивидуально.



И это лишь «верхушка айсберга». Однако для клиента уже таких маркеров достаточно, чтобы говорить с исполнителями на одном языке и эффективно отслеживать ход работы.

Обычно каждый пункт для заказчика расшифровывают в одном «аналитическом своде» (объём 5-10, а то и 20 страниц). Выглядит примерно так.
Однако, важны не сами по себе «отчетные кирпичи» с большим объемом «страшных» таблиц и цифр, а то, что скрывается за ними – качественные изменения в работе сайта и развитие стратегии, которая позволит добиться еще более ощутимого результата.

Отчеты нужны больше для бухгалтерии и понимания «поэтапности» работы. Но куда эффективнее – в «ручном режиме» проводить оперативные созвоны между клиентом и специалистами (раз в месяц или в неделю), в ходе которых есть возможность разобрать каждый из озвученных «kpi-пунктов».

В Rapid Rise такой формат взаимодействия не просто приветствуют, а постоянно развивают (чего не скажешь про потоковые агентства, которым «некогда», или фрилансеров, до которых не дозвониться). Для них важно в онлайн- или даже офлайн-беседе продемонстрировать результаты «в живую» – наглядно раскладывая каждую метрику, показывая, как она меняется в режиме реального времени. Без абстрактных кейсов и «эвереста цифр».

Все потому, что эта команда не понаслышке знает, что максимальная «погруженность» в бизнес заказчика и высочайший уровень клиентоориентированности – залог продолжительного и обоюдовыгодного сотрудничества.
Статьи по теме